Инновационный технологический бизнес

Портал науково-освітньої Асоціації інноваційно-технологічного бізнесу

 

Уважаемый  посетитель портала!

Вы  посетили   портал  "Технологический бизнес",  посвященный  изложению  теоретических основ  технологического (не коммерческого, а  именно технологического) бизнеса, связанного с  производствами различной продукции  и обучением   конкретным средствам и методам  создания  таких производств. Сегодня в основе  любой деятельности    в области реального и, в частности,  технологического  бизнеса   лежит Концепция устойчивого развития, принятая на Международном Саммите - Конференции ООН по окружающей  среде  и  развитию  (КОСР) в  Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), где главы 178 государств (и Украина в том числе)  подписали Декларацию об устойчивом развитии, в которой сформулированы  основные принципы развития экономики в балансе с окружающей средой и социальными аспектами,  четко  изложена Концепция устойчивого развития. О стратегии и тактике, теории и практике  устойчивого развития вы можете прочесть в статье Главного редактора данного портала  .

25 сентября 2015 года в Нью-Йорке состоялся исторический саммит ООН. Его результатом стало принятие мировыми лидерами Резолюции «Превращение нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года». Этот документ фактически определил новые ориентиры мирового развития, которые будут способствовать экономическому росту, рациональному природопользованию и решению ряда социальных проблем. Эти ориентиры отражены в семнадцати Целях устойчивого развития.

Украина также присоединилась к глобальному процессу. В сентябре 2017 года был представлен национальный доклад «Цели устойчивого развития: Украина», а 30 сентября 2019 года Указом Президента «О Целях устойчивого развития Украины на период до 2030 года» устойчивое развитие было определено как единственно возможный путь развития отечественной экономики и общественных институтов, что будет способствовать росту уровня и качества жизни граждан, соблюдению конституционных прав и свобод человека.

Указ Президента Владимира Зеленского "О Целях устойчивого развития Украины на период до 2030 года" (Источник: указ №722 размещен на сайте президента. Документ ООН размещен на сайте UNESCO) декларирует перечень целей, которые ранее, в своем документе, приняла ООН..

"С целью обеспечения национальных интересов Украины по устойчивому развитию экономики, гражданского общества и государства для достижения роста уровня и качества жизни населения, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина постановляю", - говорится в преамбуле Указа Зеленского.

Поддерживая провозглашенные резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 № 70/1 глобальные цели устойчивого развития до 2030 года и результаты их адаптации с учетом специфики развития Украины, изложенные в Национальном докладе "Цели устойчивого развития Украины", обеспечивать соблюдение Целей устойчивого развития Украины на период до 2030 года:

1) преодоление бедности;

2) преодоление голода, достижение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;

3) обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;

4) обеспечение комплексного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения в течение всей жизни для всех;

5) обеспечение гендерного равенства, расширения прав и возможностей всех женщин и девушек;

6) обеспечение доступности и устойчивого управления водными ресурсами и санитарией;

7) обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;

8) содействие поступательному, комплексному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работы для всех;

9) создание устойчивой инфраструктуры, содействие всеобъемлющей и устойчивой индустриализации и инновациям;

10) сокращение неравенства;

11) обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов, других населенных пунктов;

12) обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства;

13) принятие неотложных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;

14) сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития;

15) защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращением и возвращением назад (разворотом) процесса деградации земель и остановка процесса утраты биоразнообразия;

16) содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечения доступа к правосудию для всех и созданию эффективных, подотчетных и основанных на широком участии институтов на всех уровнях;

17) укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Аналогичные цели в таком же порядке перечислены в документе ООН под названием "Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

ПРООН запустила онлайн-курс по устойчивому развитию "Программа развития ООН (ПРООН) в Украине"  и анонсировала официальный старт образовательного онлайн-курса «Як діяти далі: громаді про сталий розвиток». Курс ориентирован на представителей общественных организаций, лидеров общественного мнения, общественных активистов и всех, кто занимается экологическими, социальными и экономическими проблемы страны и готов присоединиться к изменениям для достижения устойчивого развития. «Основная цель этого курса - ознакомить украинцев с Повесткой дня в области устойчивого развития до 2030 года и повысить осведомленность общественности о важности достижения Глобальных целей, не оставляя никого без внимания, широко привлекая все общество к созданию лучшего будущего для всех и обеспечивая соблюдение прав человека», - говорит Постоянная представительница ПРООН в Украине Дафина Герчева.
Материалы курса изложены с учетом подхода Стокгольмского центра изучения проблем жизнестойкости, согласно которому экономика и общество рассматриваются как неотделимые части биосферы. В каждом из четырех учебных модулей, представленных в формате видеолекций, приводятся комментарии экспертов, практические рекомендации, информация о лучших практиках реализации эффективных проектов на основе принципов устойчивого развития, а также предлагаются задания для самостоятельной работы. Курс был создан в рамках реализации инициативы ПРООН в Украине «Онлайн-освіта задля сталого розвитку» при финансовой поддержке Федерального правительства Германии, предоставленной через Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ). Всего в создании курса приняли участие более 100 экспертов и аналитиков, представителей общественных объединений и научно-образовательных учреждений.

Задачи портала, который Вы посетили, тесно  связаны с  реализацией   Концепции устойчивого развития. В связи с углублением экономического кризиса и  ростом безработицы (в настоящее время по заявлениям власти в стране уже 5 – 7 млн. безработных из-за  карантина в связи с  коронавирусной пандемией, возвращения  “заробитчан”,  наличия неустроенных демобилизованных воинов АТО, переселенцев, не нашедших работу по специальности,  молодых специалистов),  ускоренное развитие среднего и малого бизнеса в Украине становится безальтернативным направлением для  реанимации и  дальнейшего устойчивого развития реальной экономики страны. 

Все чаще приходится слышать о том, что   реальный средний и малый бизнес без инновационного наполнения является неэффективным и не способствует технологическому перевооружению нашей агонизирующей экономики. При нынешнем динамичном развитии мира часто усвоение накопленного ранее опыта и знаний становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Анализ ситуации показывает, что сейчас нужно не столько что-то знать (ибо большая часть знаний быстро забывается), сколько понимать, что нужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, используя творческие способности или умение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием информационных технологий и приобретения знаний.

 

Для  создания стартапов и  развития среднего и малого бизнеса  необходимы  творчески ориентированные специалисты, нестандартно мыслящие люди, способные эффективно работать в самых разных областях знаний, независимо от их специальности. Это особенно важно в рыночной ситуации, когда специалист зачастую не может найти работу по специальности или по разным причинам должен часто менять работу. Для предпринимателей нужен новый тип мышления – креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В таких технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.

 

Поэтому ставка на узкую специализацию  предпринимателя,  даже с высшим образованием  по европейскому образцу (вспомним расхожие выражения о том, что узкий специалист подобен флюсу и отличается дебильностью, так как напрочь не признает и не принимает никаких новшеств) сейчас представляется бесперспективной уже потому, что для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы.

 

Высшее образование Украины сегодня не  готовит  специалистов с уклоном предпринимателей для среднего и малого бизнеса.  Делаются пока только  не очень активные попытки начать  работать в этом направлении, хотя МОН  такие задачи перед университетами уже поставило. 

Современный технологический бизнес в условиях рыночной экономики  должен быть  инновационным, иначе он  не сможет быть  развивающимся и успешным.  В связи с этим многие  разделы данного портала посвящены     новой  синергетической методике изобретательства, основанной на   использовании системного анализа и синергетики систем,  средств и методов  управления  процессами на лимитирующих уровнях и обеспечения их комплиментарности (если хотите, гармонизации). У новой методики  нет новых теоретических основ. Все те же  известные системный анализ, синергетика, логика, диалектика, много традиционных и новых методов внешнего воздействия. Все то же внимание к характеристикам  системы, прежде всего на ее лимитирующих определяющих уровнях. Разве что, отличие лишь в том, что   в методике  предложены еще и средства и методы  использования всего этого  для  решения конкретных изобретательских задач на  основе принципа соответствия (мы назвали его принципом комплиментарности или гармонизации) внешних воздействий на   лимитирующих уровнях системы с учетом характеристик  основных процессов на них.

Для того, чтобы найти инновационные решения при оптимизации  действующих  технических систем или  создании новых в рамках среднего и малого бизнеса был предложен  новый  алгоритм   синергетического изобретательства и технологического бизнеса (АСИТБ):

   - Сформулировать проблему и  конкретизировать  задачу   создания творческого решения, исходя из Концепции устойчивого развития, национальной идеи,  программ  власти, производственных задач, личных задач и т.д.

   - Проведение системного анализа, в частности, анализ жизненного цикла системы,  с целью определения, так называемого, лимитирующего (определяющего)  уровня в оптимизируемой системе (существующей или  создаваемой).

   - Определение, выявление  противоречий между одновременными и совместными процессами на этом уровне.

   - Поиск методов создания  гармонии между противоречиями изменением внутренних параметров системы, или наложением внешних возмущений на основе законов синергетики.

   - Оптимизация гармонизирующих факторов с использованием методов физического и математического моделирования ( преимущественно, методов математического планирования эксперимента) с  использованием  внутренних  эффектов адаптивности системы или воздействия внешних факторов воздействия, параметры которых соответствуют основным характеристикам  системы на лимитирующем уровне. 

   - Переход к программе  реализации найденного решения путем инновационного инжиниринга (защита интеллектуальной собственности, создание информационного поля и  промоушн инновационного решения,  бизнес планирование,  инициирование создания кластера, подбор проектного менеджера,  поиск  инвестиций и т.д.), являющегося частью стратегии технологического бизнеса, а не  формального и неэффективного   трансферта технологий. 

Более подробное изложение алгоритма  приводится в цикле статей в блоге главного редактора  портала,  Проф.В.М.Задорского по адресам:       

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36044

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36118

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36134

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36165

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36223

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36248

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36317

·          https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/36409

Главное в новом  методе то, что он не ставит задачу устранения противоречий, как в известных традиционных подходах, а предлагает  проводить поиск или создание  новых методов  и определение оптимальных параметров противоречий  для их гармонизации в объекте изобретательства.

Подробное описание и примеры использования этого метода изобретательства можно найти в  этом портале «Технологический бизнес». Это не развлекательный портал для студентов, а портал для преимущественно дистанционного  обучения профессионалов, выпускников вузов инженерного профиля, специалистов, бизнесменов, предпринимателей, чиновников, депутатов, ученых, и,  в первую очередь, субъектов малого и среднего бизнеса. Его цель - не только дать им информацию и расширить их профессиональный кругозор, но, что более важно, обучить инновационной технике и технологии бизнеса, обеспечить развитие творческих способностей, склонностей создавать инновационные решения.

Методика изобретательства не появилась на пустом месте.  Она, по возможности,   вобрала в себя все лучшее, что было предложено более ранними методиками. В то же время, изобретатели, освоившие одну из традиционных  методик  поиска  нестандартных решений и настроенные на ее дальнейшее использование,  вполне могут использовать   изложенные  в этих 8 постах блога некоторые новые    секреты изобретательства  для усиления  своих позиций  и углубления   найденных ими решений. 

Сложность в том, что для уверенного использования  этой методики изобретательства необходимо не только знать, что  существуют те или иные способы и средства  воздействия на  системы, но и   уметь   их   выбрать или  предложить новые. Для этого  в портале предусмотрена возможность  изобретателя использовать дальнейшее  образование в специальной Школе синергетического изобретательства, которая   будет работать как в явочном, так и в онлайновом режимах, и программа которой есть  в соответствующем разделе этого   портала. Итак:

Школа  креативного развития, синергетического изобретательства, поиска

нестандартных решений в экономике, политике, госуправлении

"Секреты креативного технологического бизнеса" 

Основные девизы школы:

Правильное решение сегодня - залог успешного завтра!

Личность + знание + системность + творчество = Ваше будущее.

Для кого предназначена данная школа: Молодежь, которая определяет свою роль и место в мире, субъекты среднего и малого бизнеса, намеренные перейти от коммерции к технологическому бизнесу, а также научные работники и работники образования, тяготеющие к креативному образованию.

Цель школы: Активизировать креативные возможности личности человека и научить его навыкам системного мышления, теоретическим основам и практике поиска оптимальных нестандартных решений.

Ожидаемый результат школы: участник освоит общие системные методы, приемы, алгоритмы принятия решений, позволяющие самостоятельно решать большой спектр задач в технологическом бизнесе, науке, технике, политике и экономике. Участник научится выбирать стартапы,  освоит работы в коллективе в работе над конкретным стартапом, экономически оправданным, социально важным.

Кроме этой авторской школы синергетического изобретательства, в портале “Технологический бизнес” предусмотрен обучающий центр и “горячая линия” консалтинга,   тренингов, коучинга, экспертизы, аудита для развития творческих способностей профессионалов при решении конкретных проблем реального производства, виртуальный онлайновый  технологический бизнес – инкубатор (теплица) и др.