От малого - к большому


Автор: Вильям Задорский, доктор технических наук

Вся страна озабочена сегодня составлением программ и мероприятий по выходу из кризиса. Станут ли они последовательным и системным антикризисным менеджментом?

17 лет Украина переживает непрерывную полосу кризисов - политических, социальных, финансовых, экологических... Некоторые из них сменяют друг друга, некоторые, к примеру экологический, стали непрерывными. Особенность нынешнего кризиса в том, что, пожалуй, впервые он является глобальным, обнажившим все системные пороки одновременно во всех сферах жизни страны. Поэтому выход из него является особенно непростым и нескорым.

Метания лисы в охотничьей яме

В то же время все больше специалистов отмечает: любой, даже самый разрушительный кризис, а тем более глобальный, несет в себе созидательное начало. После него возврат к периоду стагнации невозможен. Должны появиться какие-то качественно новые решения, произойти революционное обновление кризисной сферы. Вопрос только в том, как и на какой основе?

Разброс в предложениях, мнениях и рецептах спасения у нас настолько велик, что напоминает сказку о лисе и зайце, угодившим в охотничью яму. Им нужно выбраться из нее. Лиса мечется и причитает: "У меня тысяча, тысяча мыслей!". А заяц шепчет: "У меня только одна мысль". Кто из них выжил, читатель помнит с детства. Тысяча антикризисных идей - это хорошо (конкуренция должна быть), но лучше, если бы сформировалась одна - стратегическая.

Хотя и формулировать ее сегодня наспех не пришлось бы, прими в свое время Верховная Рада концепцию устойчивого развития, на основе которой строились экономики практически всех развитых стран.

По-видимому, именно оперативный переход к ней при разработке антикризисных программ является тем основным направлением, которое нам придется выбрать не только для выхода из нынешнего кризиса, но и для успешной евроинтеграции, просто немыслимой без выполнения всех требований концепции устойчивого развития. Без такой стратегической основы мы, принимая даже самые оперативные и жесткие законы, не обретем механизма обновления и будем обречены латать "тришкин кафтан".

Второй момент, который нам также придется понять: макроэкономические стратегии бывают действенными только тогда, когда согласуются с эффективным антикризисным управлением на микроэкономическом уровне. Оно включает в себя комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, бизнес-планирование, разработка сложных инвестиционных проектов и целевых антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации эффективны только тогда, когда применяются в комплексе.

И здесь очень важно не смешать стратегические (развивающие сам механизм обновления) и тактические (преследующие конкретные цели) задачи. Почему это важно? В последнее время как грибы после дождя выскочили на рынок тренингов многочисленные теоретики и практики в области антикризисного менеджмента. К примеру, модный тренинг "Антикризисное управление" в Москве, который обойдется слушателю двухчасового семинара примерно в 800 долларов США (это только открытая часть, секреты лучших бизнес-тренеров оплачиваются отдельно), предлагает в качестве одного из разделов программы "Разработку антикризисной стратегии":
Анализ среды бизнеса и конкуренции: оценка внутренней и внешней среды бизнеса.
Разработка базовой стратегии выхода из кризиса (маркетинговая, инвестиционная).
Специфика различных отраслей и ее влияние на выбор антикризисной стратегии.
Антикризисная стратегия с учетом текущего этапа жизненного цикла бизнеса.

Все выглядит умно и красиво, но бизнес-тренер перепутал стратегию и тактику. Не бывает маркетинговой и инвестиционной стратегии! Это тактические приемы, средства, методы антикризисной деятельности. Разбив стратегию как единое целое на отдельные составляющие, ее невозможно потом собрать, как пазлы. Особенно если они из разных "коробок".

К сожалению, на этой ошибке многие годы базировалась экономическая политика нашего государства. Отказавшись от основополагающих принципов устойчивого развития, лихорадочно латая "дыры" то в одном, то в другом месте и утешая себя иллюзиями об экономическом росте, Украина "упала" глубже, чем другие страны. А самое печальное, что выбраться из "охотничьей ямы" мы намереваемся, не устранив ошибки и с той же лихорадочной "сменой приоритетов".

Перепутья

Реальный выход из кризиса начинается только тогда, когда экономика достигает "дна". И очень важно не пропустить момент, когда антикризисные меры, направленные на смягчение последствий ее падения, необходимо перевести в новую стратегию обновления, то есть перейти от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития.

С чего необходимо начинать уже сегодня?

Думается, с "низовой" экономики - со среднего и малого бизнеса (СМБ). И не только потому, что он острее чувствует "дно".

Даже в периоды экономического подъема СМБ является индикатором перспективных направлений развития, оперативно и гибко реагирует на рыночную конъюнктуру. В периоды кризиса он становится "подушкой безопасности" для множества людей, не задействованных крупным бизнесом, формирует экономически активную часть населения с соответствующей психологией, стимулирует структурные реформы. Он повышает деловую активность населения, не поглощая бесследно финансовые ресурсы, которые вбрасываются сегодня в олигархическую экономику, в рекапитализацию банковской сферы и т.д. Во всем мире СМБ работает преимущественно за счет финансовых вливаний частных внутренних инвесторов - бизнес-ангелов. Только в России их зарегистрировано около двух миллионов. Они не перекачивают свободные деньги без налогов на Кипр и возвращают (опять же без налогов) в виде инвестиций в Украину, а сразу дают их напрямую без воровитых чиновников СМБ, если у него есть инновационное наполнение.

Считаю, что многим очень ответственным людям в нашей стране не мешало бы повесить в кабинете ключевое выражение, определяющее стратегию и тактику антикризисного менеджмента:

"Основной стратегической задачей в кризисных условиях является реализация принципов устойчивого развития с решением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий".

А для реализации этой стратегии целесообразно использовать не только и не столько маркетинговую или инвестиционную тактику (без них и при отсутствии кризиса в бизнесе не обойдешься), а, в первую очередь, следующие, на мой взгляд, наиболее результативные приемы:

- системный подход к антикризисной деятельности;

- интеграция в СМБ инновационной составляющей и превращение его в технологический бизнес;

- переход от коммерческого бизнеса к производственному;

- использование на региональном уровне индустриального и индустриально-аграрного симбиоза;

- реструктуризация бизнеса;

- диверсификация ресурсов и собственно бизнеса.

Опыт многих более успешных, чем Украина, стран, которые примерно одновременно с нами начали перестройку и выбрали инновационную модель развития, свидетельствует о том, что они были ориентированы не на крупный капитал, а на инновационный средний и малый бизнес и использование рыночных механизмов инвестирования. При этом инновационную составляющую бизнеса можно рассматривать как инновационного инвестора, который вкладывает в проект не менее важную, чем деньги, часть - инновационный продукт, имеющий, кстати, совсем не малую денежную стоимость. К сожалению, доля продукции ВВП с инновационной составляющей в Украине менее 4%. Это крайне мало. При таком положении дел нелепо даже мечтать о высокой конкурентоспособности нашей продукции. Кроме того, по оценкам различных экспертов, доля микроэкономики в ВВП в Украине составляет порядка 5 - 8%. В большинстве стран Европы - гораздо больше. В этой связи, может быть, следует более внимательно рассмотреть зарубежный опыт, достоинства и недостатки приоритетного развития СМБ, пока идея "участия крупного национального капитала в инновационных преобразованиях, в том числе в модернизации малого бизнеса", озвученная одной из политических сил, окончательно не овладела нашими олигархами. Может быть, для нас предпочтительнее японская модель интеграции СМБ и крупного бизнеса, по которой крупное предприятие как бы собирает вокруг себя флотилию мелких предприятий, "пасущихся" около акул бизнеса, выполняя их заказы.

Не намного лучше положение и в России. Там малый бизнес - это всего 12% ВВП. Но соседи активно работают над исправлением ситуации и уже видны реальные результаты. В Украине до 90% малых и средних предприятий сталкиваются с разнообразными финансовыми проблемами: неплатежеспособность, убыточность, недостаток финансирования и оборотного капитала, банкротство. Пусть тенденция эта не только украинская, а общемировая (даже в США из трех новых малых предприятий два признаются банкротами по истечении первого года существования) - от этого нам не легче. В чем причины недостаточного развития СМБ в Украине? Некоторые негативные особенности его существования в стране и возможные пути их устранения приведены ниже. Пусть анализ этой таблицы будет своеобразным домашним заданием для тех, кто на самом деле обеспокоен проблемой выхода Украины из кризиса.

Негативные особенности СМБ в Украине...

1.Зарегулированность СМБ органами власти. Разрешительная "регуляторная" деятельность стала инструментом коррупции. Принцип "единое окно" не реализован. Отсутствуют рычаги регуляторной политики.

2. Неинновационность СМБ. Менее 4% его имеют признаки инновационности.

3. Нищета и отсутствие у СМБ стартового капитала при перенаполненности деньгами рынка инвестиций.

4. Коммерческий характер СМБ, при котором в некризисную эпоху обеспечивались максимальные прибыли. Мало товаропроизводителей.

5. Низкий уровень профессиональной подготовки менеджеров СМБ.

6. Отсутствие экспертных, аудитных, консалтинговых организаций для сервиса СМБ.

7. Отсутствие сервисной системы оперативного повышения уровня профессионализма предпринимателей.

...и пути их устранения

1. Отказ от регуляторной политики: единственный регулятор - рынок. Использовать и стимулировать гибкость и адаптивность среднего и малого бизнеса.

2. Интеграция СМБ и венчурного технологического бизнеса. Использование положительного опыта России в этом направлении. Создание сети инновационных центров.

3. Создание сети технологических бизнес-инкубаторов и бизнес-ангелов. Развитие инновационно-информационного сервиса.

4. Активизировать переход СМБ от коммерческой к производственной деятельности.

5. Разработка стратегии и тактики, средств и методов антикризисного менеджмента в СМБ применительно к украинским реалиям.

6. Создание сети профессиональных сервисных организаций (экспертиза, консалтинг, аудит, менеджмент, повышение квалификации СМБ).

7. Организация профессиональных тренингов (учить предпринимателей бизнесу, менеджменту, системному анализу, информационным технологиям, основам внешнеэкономической деятельности, фандрайзингу, принципам устойчивого развития и др.).

Уважаемые читатели!

Ваш опыт, конструктивные идеи, конкретные предложения сегодня, как никогда, могут стать полезными для других, а значит и для Украины.

Приглашаем всех, кто готов на деле, на своем месте противостоять наступлению кризиса, сказать свое слово на форуме