30.07.2022
Война интеллектов. Украинская интеллектуальная собственность. От СМБ к СМТИБ.
Д.т.н., проф.В.М.Задорский
1. Стратегия и тактика возрождения и дальнейшего развития страны.

К чему это я вдруг об интеллектуальной собственности. Война, ведь. Кровавая, жестокая, разрушительная эта война. Все больше людей понимает, что одновременно с беспощадной войной людей, их нервов и военного искусства, идет война интеллекта, воплощенного в высокоинтеллектуальном новом оружии и другой военной технике, новых взрывчатых веществах, новых военных стратегиях и тактиках, новой логистике. Вон уж у нас в Украине применили робота - сапера на танковом шасси, в котором компоновка машины в сравнении с танком серьезно изменена с целью придать наилучшие возможности по разминированию. Беспилотность и электромагнитное воздействие на мины заметно отличают его от зарубежных образцов. Робототехнический комплекс «Прорыв-1» создан на основе бронированной машины разминирования БМР-3МА. Высокоинтеллектуальных решений в роботе – сапере хватает. Тралы устанавливают спереди к унифицированным креплениям и заменяют относительно быстро. Типичный трал — например, ТМТ-С, оснащается электромагнитной приставкой ЭМТ, рассчитанной на активацию мин, ориентирующихся на магнитное поле. Воздействие на противобортовые противотанковые мины обеспечивает их подрыв на расстоянии до 100 метров. Используют блоки динамической брони.. . Сколько жизней саперов сохранит такая высокоинтеллектуальная техника… А сейчас еще и робота – пулеметчика разработали, инновационные скоростные военные автомобили изготавливают умельцы чуть ли не через колено…Чего доброго, скоро и наши диджитализаторы в войну интеллектов включатся. А потом и ученые всех рангов задумаются, и университетские профессора опустятся на землю и начнут учить студентов не только запоминать, но и думать, искать новые оптимальные решения, прежде всего, задач, которые ставит война.
Ни для кого не секрет, что полная победа в войне будет суммарным результатом этих двух неразрывно синергетически связанных войн. К сожалению, в силу ряда обстоятельств, которые не будут здесь обсуждаться, в войне интеллектов власти пришлось и приходится сейчас очень часто обращаться за помощью и привлекать интеллект народов дружественных нашей Украине стран. Это как-то не очень вяжется с принятой нами идеологией независимости, но без интеллектуальной помощи нам не победить. Вот только неясно, когда и почему наша страна, всегда славившаяся своим интеллектом, развитой индустрией, постоянной работой по развитию и совершенствованию техники, успела растерять свой интеллект . Почему произошла деиндустриализация, в результате которой остановлены и во время этой жестокой войны простаивают все наши прославленные военные заводы и производства или же выпускают кухонные кастрюли и табуретки. Уже кастрюлями забиты полки всех хозяйственных магазинов, а где Антоновские самолеты, днепровские ракеты, харьковские танки, николаевские корабли. Почему в Японии, Китае, в США, Германии, на военных предприятиях трудятся наши ученые и профессионалы . Возможно, они не вывезли с собой техдокументацию, но их интеллект покинул нашу страну вместе с ними и работает сейчас далеко не всегда на победу нашей страны.
Честь и хвала нашей власти, что она сумела поднять на ноги буквально весь мир, и нас поддержали и продолжают поддерживать интеллектуально богатой военной техникой, боеприпасами и финансовыми средствами большинство развитых стран мира. Жаль, что недостаточно активны в решении военных проблем наша наука, в том числе, академическая, высшая школа, и, главное, армия наших замечательных специалистов.
Серьезную озабоченность вызывает то, что, к сожалению, давно началась и сейчас успешно продолжается деинтеллектуализация нашей страны. Если не начать и не провести успешно обратный процесс реинтеллектуализации , то будет достаточно тяжело обеспечить возрождение страны и ее устойчивое дальнейшее развитие .
Реанимацию реальной экономики страны придется начинать уже сегодня, когда еще не пришла к нам полная победа в этой жестокой войне. Реиндустриализация огромной страны - это тоже битва, и в ней тоже начинать нужно с выработки оптимальной стратегии и тактики. К чести нашей власти, не ожидая окончания войны, она начала работу по планированию выхода нашей страны из нынешнего состояния и ее дальнейшего устойчивого развития. Недавно Премьер-министр Д.А. Шмыгаль представил участникам Международного экономического форума в Давосе план развития Украины, в котором предусматриваются такие шаги, как:”экономическая и политическая интеграция с Европейским Союзом; либерализация, дерегуляция и диджитализация экономики; партнерство государства и бизнеса в разных сферах, прежде всего в инфраструктуре и энергетике; инвестиции в добычу газа, развитие зелёной энергетики, а также в развитие военно-промышленного комплекса; работа с партнерами, чтобы они гарантировали кредитные средства для инвестиций”. Пока это, конечно, еще не стратегия и не тактика для страны. Может быть, стоит вопрос их разработки вынести на широкое обсуждение общественности. Может, и мои опубликованные предложения по стратегии и тактике развития Украины не будут лишними. Вот коротко то, что предлагалось:
Стратегия: 1. Выполнение решений Конференции ООН по устойчивому развитию и окружающей среде , состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
2.Децентрализация экономики страны с переносом управления ею в громады.
3. Власть осуществляет планирование развития, а управляет им через громады на основе принципов синергетики, обеспечивая соответствие принципам управления при рыночной экономике.
Тактика: реализация концепции устойчивого развития страны и технологическое преобразование ее экономики путем комплексного решения экологических, экономических и социальных проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса, использование высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на основе синергетических подходов, системного анализа, проектного менеджмента и современных информационных технологий.
Эта формула тактики успеха возрождения страны приводится в этой статье не впервые, но пока не привлекла внимания общественности. Может быть, некоторые пояснения будут способствовать этому. Эта тактика требует особого внимания к решению вопросов использования уже созданной в нашей стране и за ее рубежами интеллектуальной собственности и, что не менее важно, создания новой.
Концепция устойчивого развития, принятая и реализуемая почти 200 странами мира, так и не получила признания в нашей стране. Может, потому, что в ней в один ряд с экономикой поставлены социальные и экологические проблемы. Но опыт всех стран мира подтвердил, что этот кластер синергетически един и разорвать его невозможно.
Ориентация на средний и малый бизнес (СМБ) подтверждена опытом многих стран, опирается на интеллект нации, не зависит от “хотелок” зарубежных инвесторов, легко корректируется в нужном для развития страны направлении властью, прежде всего, не принуждением, а путем политики стимулирования и поощрения.
Высокий инновационный потенциал СМБ крайне необходим, он опирается на интеллект предпринимателей, разработчиков и других участников кластера, а без него бизнес будет неэффективен.
Именно рыночные механизмы хозяйствования стимулируют использование в СМБ наиболее эффективных стартапов
И, наконец, основными базовыми, теоретическими основами для такого бизнеса являются синергетический подход, системный анализ, проектный менеджмент и современные информационные технологии.
Такая тактика требует особого внимания к решению вопросов использования уже созданной в нашей стране и за ее рубежами интеллектуальной собственности и, что не менее важно, созданию новой для предприятий среднего и малого технологического инновационного бизнеса (СМТИБ).
2. Украинская интеллектуальная собственность для СМТИБ.
В привычном всем названии среднего и малого бизнеса приходится добавить еще два прилагательных “технологический ” и “инновационный” , а, значит, буквы “Т” и “И” в аббревиатуру СМТИБ. В этом есть острая необходимость, так как бизнес нашей властью рассматривается чохом, а, ведь, видов бизнеса много и работает каждый из них по различным законам и правилам. Известно, что существует три основных вида бизнеса: торгово-коммерческая деятельность, оказание услуг и производство продукции. Не будем касаться первых двух видов бизнеса, по крайней мере в этой статье – у них есть свои проблемы и пути их решения. Это наиболее динамичные виды, получившие в постсоветских странах очень быстрое развитие (вспомните толпы “челноков” с “кравчучками” на пропускных пограничных пунктах, обилие палаточных рынков, а сейчас, обилие аптек, “услужливых” предприятий, наводнивших наши города. И головная боль наших законников связана именно с этими видами бизнеса, наиболее динамичными, быстроэффективными, не требующими серьезной, глубокой профессиональной подготовки для их реализации. Остановимся на третьем, наиболее эффективном (при правильной организации), наиболее нужном для восстановления страны бизнесе - производстве продукции, или по нашей трактовке – технологическом бизнесе.
Боюсь приступать к этой части статьи, ибо она может разрастись неимоверно. Дело в том, что СМТИБ – это так или иначе производственное предприятие, своеобразная микрокопия обычного производственного предприятия, где есть большое количество проблем, которые нужно решать для обеспечения нормальной работы, а, значит, и специалистов (либо целых управленческих подразделений) для их решения. В СМТИБ этим занимаются сам основной предприниматель и, возможно, минимальное количество помощников. Управленческие законы и органы управления, которые руководят крупными предприятиями, не работают для СМТИБ. Нужна другая система управления, а для предпринимателей, руководящих СМТИБ – совсем другие знания и умения.
В самом деле, одной из основных причин развала реальной промышленной экономики Украины , по-видимому, является не только длительная война с рашистским агрессором и даже не ее нынешний активный период, а сохранение принятой в бывшем СССР, отраслевой системы управления народным хозяйством, при которой все вопросы планирования, финансирования, вплоть до логистики пытались осуществить Кабинетом министров через отраслевые министерства. Такую систему, судя по опубликованным материалам, власть хочет реализовать и сейчас при реформировании экономики страны.
Между тем, одной из немногих удачных реформ, проведенных в последние годы в стране, является децентрализация многих сфер жизни . Децентрализация не коснулась крупных предприятий, многие из которых были денационализированы, в том числе так или иначе попали в руки олигархов. Государству после этого пришлось ослабить свои привычные функции воздействия на эти предприятия вплоть до вопросов планирования, контроля за их деятельностью. Не получилось и обеспечение взаимодействия крупных частных предприятий с промышленным средним и малым бизнесом (СМТИБ), который, конечно, не смог конкурировать с гигантами. Вот почему до начала реформирования страны нужно решить вопросы управления, в частности , вопросы децентрализации власти в соотношении с идеологией деолигархизации и управления промышленным СМТИБ.
Одним из возможных вариантов управления промышленной экономикой может стать полная передача управления предприятиями всех форм собственности местной власти и громадам. Вместо большинства отраслевых министерств , которые сейчас ослабили свои рычаги управления, возможно, стоит оставить один орган стратегического управления, нечто вроде мощного Госплана, который обеспечит вопросы стратегического планирования и, важно, синергетическую связь между предприятиями различного размера и направления. Оперативные функции управления, которые раньше выполняли министерства, могут совершать строго узкопрофильные объединения типа главков. Руководить такими главками смогут профессионально подготовленные организаторы производства (а почему бы и не бывшие узкопрофильные олигархи).
Конечно, изложенное – это лишь одна из возможных форм реформирования управления страной, но к какой форме управления мы бы не пришли, остается открытым вопрос не только организации предприятий СМТИБ (этот процесс можно активизировать, используя факторы стимулирования, организации помощи создаваемым предприятиям, включением их в профильные кластеры и т.д.), а и формирования их тематики, создания или подбора для них стартапов и здесь может помочь правильное отношение к разработке. (или выбору) объектов интеллектуальной собственности. Ведь, известно, что СМТИБ без инновационной составляющей не может обладать высокой эффективностью.
Мы уже много лет слышим от власти призывы развивать в стране СМБ, дескать, только тогда мы сумеем восстановить экономику страны. Уверен в том, что власти пора более четко определить свои намерения. Два из первых видов СМБ - Торгово-коммерческая деятельность и оказание услуг успешно развиваются и без помощи власти. В стране даже во время войны в активной форме не исчезла достаточно весомая прослойка населения, занимающаяся этими видами бизнеса. Моя дочь, которая вот уже 2 десятка лет занимается в США не только авторской песней, но и риэлтерством, заметила как-то, что по количеству и качеству личных автомобилей, благодаря этой прослойке, мы давно обошли Америку и другие страны.
Создавать и развивать СМТИБ нам придется еще и потому, что без этого мы не сможем победить в войне интеллектов. Сами по себе такие предприятия не появятся и не разовьются. Им необходима помощь хотя бы в первый период становления. Если бывшие наши олигархи или западные крупные бизнесмены вернутся к нам в страну и начнут строить или возрождать свои предприятия, то это отнюдь не будут предприятия, вобравшие в себя лучшие достижения последних лет науки и технологий. Как-то не принято это в рыночной экономике. Слишком дорого это для них. Это будут, чаще всего, морально устаревшие производства, основанные на использовании патентов, у которых истек срок действия. Гораздо легче это сделать при создании СМТИБ, если выбрать в качестве исходного стартапа объект с инновационным наполнением.
Основываясь на своем личном опыте (параллельно работе в профессором университета создал я руководил несколькими лостаточно успешными предприятиями, которые можно отнести к СМТИБ), знакомстве с работой СМТИБ во многих странах в период моей многолетней работы в научных программах НАТО, попробую предложить с обоснованиями вариант “дорожной карты” создания СМТИБ.
1. Наиболее важным пунктом дорожной карты является этот - повысить профессиональный уровень предпринимателя. К сожалению, здесь вновь приходится сетовать на то, что ситуация осложняется тем, что, в силу ряда отмеченных выше причин, происходит деинтеллектуализация страны. Высшая школа, даже если всерьез займется совершенствованием учебного процесса, а не углублением канцелярской болонской системы, не сможет побороть эту негативную тенденцию. Опыт самых успешных стран свидетельствует, что целесообразно использовать опыт предыдущих поколений и всерьез осуществить его преемственность (при всем уважении к талантам и энергии пришедшего к власти молодого поколения). Но, главное, необходимо совершить качественный рывок в профессиональной подготовке предпринимателей СМТИБ. В частности, очень оперативно организовать их подготовку высшей школой и переподготовку современными средствами массового обучения (тренинги, коучинги, семинары, тематические школы и т.д.). В этой ситуации помочь может самообразование предпринимателя, конечно, сочетающееся с другими формами повышения его квалификации. Именно с этой целью мы создали научно – образовательный портал “Инновационный технологический бизнес” (www.invest.ho.ua) , о котором многие предприниматели даже не знают, хотя в нем есть практически все необходимое для успешного СМТИБ.
Невольно вспоминаю слова большого друга нашей страны, Президента Центра экономических инициатив США, Leland Coule, который пожаловался мне как-то , что только из-за дремучего невежества украинских деятелей СМТИБ он стал беднее на несколько миллионов долларов США. В подтверждение важности профессиональной подготовки специалистов СМТИБ привожу перечень тех областей знаний, которые наиболее важны для их подготовки: концепция устойчивого развития с ее 17 индикаторами, теория технических систем и инженерные методы их оптимизации, средства и методы инновационного инжиниринга, включая методы поиска нестандартных эффективных решений и новые методы изобретательства, современный инновационно – инвестиционный и проектный менеджмент и, наконец, как вершина всей этой пирамиды предпринимательских знаний, основы инновационно – технологического бизнеса. Пишу об этом лишь потому, что много лет достаточно успешно реализовывал такой набор знаний и умений на одной из профилирующих кафедр украинского университета, а сейчас пытаюсь продолжить эту работу уже с учетом особенностей вневузовского образования с помощью нашего портала “Инновационный технологический бизнес (www.invest.ho.ua )”. Об этом опыте рассказывал во многих публикациях в Лиге, но, к сожалению, они не были замечены властью.
2. Необходимо помочь предпринимателю подобрать подходящий инновационно наполненный стартап, соответствующий концепции устойчивого развития, программе развития страны, личным предпочтениям инициатора СМТИБ, найти подходящих инвесторов, создать позитивный инвестиционный климат. Задача трудная, но вполне осуществимая. В качестве примера могу сослаться на перечень стартапов, включающий работы ученых втузов Днепра по антивоенной тематике.
При выборе стартапов значительно помогли бы грамотные патентные и просто научно-технические обзоры по выбранной тематике. Вспомним, сколько описаний изобретений и патентов талантливых украинских изобретателей , созданных еще во время общего государства, пылятся на полках патентных ведомств теперь у наших врагов. Сколько из них можно и нужно использовать при создании или модернизации современной военной техники. от моих (где-то 400 – 500, давно не пересчитывал) изобретений, авторские свидетельства на которые получены еще в бывшем Союзе, остались только ссылки и то, далеко не все. А ведь там не было изобретений на случайные темы, а только по тем перспективным научным направлениям, которые и сегодня не потеряли своей актуальности, особенно в связи с предстоящим возрождением экономики страны.

Ведь, для возрождения нашей почти полностью разрушенной реальной экономики нам придется не просто воссоздавать те производства, что уже были, но использовать те новые решения, к которым человечество пришло за те годы, когда мы столь успешно разрушали все, что создали в годы индустриализации, и, конечно, искать и новые эффективные инновационные решения. Иначе, возрожденные производства просто не будут конкурентоспособными в условиях рыночной экономики.
В то же время, анализ патентной статистики показывает, что активное поддержание и содействие изобретательской активности способствуют быстрому развитию экономического благосостояния страны и позволяет ей быстро преодолеть экономический кризис, ибо создает весомые конкурентные преимущества, в том числе и на международных рынках. К сожалению, этому стратегическому направлению не уделено достаточное внимание в Стратегии экономического развития до 2030г, которая, по мнению Президента, должна стать своеобразной "экономической Конституцией Украины".
3. Даже образованный предприниматель, нашедший для себя старап, вряд ли в одиночестве быстро добьется успеха в бизнесе. Одной из возможных перспективных форм связи между предпринимателями и предприятиями является формирование кластеров на двух уровнях – центральном и местном. О кластерном подходе , который хорошо зарекомендовал себя при успешном решении целого ряда крупных народнохозяйственных задач во время послевоенной индустриализации, при реструктуризации народного хозяйства страны можно прочесть не только в многочисленных публикациях С.И.Соколенко, но и в серии моих статей, в частности, в статье “Кластерный подход к реструктуризации экономики страны” (https://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/31099). Следует обратить внимание, что вопросам кластеризации наши специалисты уделяют недостаточно внимания и поэтому нам пришлось развивать теоретические основы системного подхода к синтезу кластерных систем, сформулировать основы соединения и комбинирования модулей, разрабатывать теорию совмещения технологических процессов и создания гибких систем не только в управлении, но и в технике, разобраться в эффектах эмерджентности и интерэктности и их использовании в различных блочно-модульных системах, что позволило сформулировать основы теории гибкости и адаптивности модульных (кластерных) объектов и предложить методы оптимизации объектов с совмещенными технологическими процессами на основе системного анализа. Уже этот перечень научных проблем кластеризации показывает, что это не простое соединение субъектов, а довольно трудная задача, требующая активной работы.
Тем более интересна роль власти при формировании кластеров. Оказалось, что она заключается не самом создании кластеров за бюджетные деньги, а в формулировании задачи и ИНИЦИИРОВАНИИ появления кластеров, создании побудительных мотивов и механизмов, содействия созданию питательной среды на соответствующем иерархическом уровне и в законодательном обеспечении процесса, а также в стимулировании за получение положительных результатов.
Особенно успешен кластерный подход, если одновременно удается найти инвестора стартапа. Это возможно, если удастся обеспечить благоприятный инвестиционный климат по стартапу. Этому может способствовать грамотный бизнес – план, в появлении которого заинтересован потенциальный инвестор, который инициирует и оплачивает его.
4. После этих этапов начинаются работы участников кластера по инновационному инжинирингу и оптимизации стартапа. Как показывает наш опыт, целесообразно использовать методику синергетической оптимизации и изобретательства, информацию о которой можно получить из многих статей в моем блоге, а также из материалов упомянутого портала.
Лишь после всей этой работы можно начинать этап непосредственно инновационного технологического бизнеса, где тоже предпринимателю нужно многое знать.
Таким образом, ясно, что предпринимателем в области инновационного технологического бизнеса не рождаются, а им становятся в результате обучения и, прежде всего, самообучения.