15.07.2022 г.
Уважаемые коллеги из “Reset - Украины”

Несколько дней назад я послал Вам комментарии к статье об инвестициях в науку и образование Украины и о деятельности организации “Reset - Украина”. Ввиду важности тематики сегодня разместил эти комментарии в нашем сайте “Инновационный технологический бизнес” (invest.ho.ua), снабдив публикацию англо-украинско-русским переводчиком. Этой публикации предшествовала публикация в том же сайте и в моем блоге в портале “Liga.net” моего открытого обращения к Министру высшего образования Украины с теми же предложениями, к сожалению, как обычно, оставшееся без ответа. Эту статью также размещаю на нашем сайте и снабжаю переводчиком.

Cовершенствование системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов с учетом необходимости реанимации страны и обеспечения устойчивого развития ее экономики - не быстрый процесс, однако, кадры для этого нужны уже сегодня.
Очень надеюсь на то, что участники неформальной рабочей группы «Восстановление инженерии, науки, образования и технологий» (RESET-Украина)“ обратят внимание на мои конкретные и достаточно апробированные предложения по реформированию системы высшего образования в Украине, которые учитывают специфику нашей страны, а также накопленный у нас и за рубежом опыт. Я и мои коллеги, объединенные сейчас в коллектив сайтом “Инновационный технологический бизнес”, готовы к совместной работе с группой Reset - Украина.

Дополнительно к изложенным в первом письме предложениям хочу дать несколько, на мой взгляд, конструктивных предложений по решению кадровой проблемы, которая приобрела особенно важное значение с учетом нынешних военных реалий в Украине, которые могут заинтересовать как группу Reset – Украина, так и многие другие, в основном, волонтерские организации и, прежде всего, пожилых волонтеров в рамках программы использования концепции преемственности поколений.

В настоящее время многочисленные переселенцы, демобилизованные воины, лица с ограниченной вследствие ранений трудоспособностью, переместившиеся из районов повышенной опасности как внутри страны, так и за ее пределы, столкнулись с проблемой трудоустройства либо в связи с отсутствием профессионального образования, либо с невостребованностью имеющегося.

“Reset – Украина” запустил сервис подбора и обучения для спонсоров и беженцев в рамках программы правительства Великобритании Homes for Ukraine. Он привлек экспертов по защите “для оценки спонсоров и беженцев, чтобы убедиться, что их совпадение является подходящим”. Reset также предоставил услуги обучения, опираясь на опыт организации «Беженцы дома», для спонсоров, местных властей и общественных групп. Не сомневаюсь в том, что все это крайне необходимо, эффективно, своевременно и отвечает спросу беженцев как внутри страны, так и за ее пределами, так как поможет их более быстрой адаптации к новым условиям жизни, вернее, выживания, прежде всего, путем создания промышленных предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ).

Но очень тревожит меня вопрос не столько обучения беженцев “совпадению” с их спонсорами, сколько их профессиональное обучение, которое позволит им быстрее реабилитироваться, поднять голову в связи с пониманием их полезности тому сообществу, которое пришло им на помощь в чрезвычайно трудный, трагичный период их жизни.

Человек не может только есть, пить, спать, отдыхать. Он должен работать, и об этом говорят почти все перемещенные лица. К сожалению, далеко не все переместившиеся из-за войны как внутри, так и за пределами страны люди, имеют профессиональную подготовку, достаточную для того, чтобы найти достойную работу.
Рабочих мест сегодня недостаточно во многих странах, куда их привела война, и, прежде всего, в самой Украине.
И не только по этой причине, но во многом из-за этого, проблема профессиональной подготовки и занятости беженцев тесно смыкается с проблемой развития среднего и малого бизнеса. Нет-нет, не только торговли, коммерции и оказания тех или иных услуг, но реального производства той или иной продукции. Особенно это важно для нашей страны, все еще находящейся в состоянии ожесточенной войны с рашизмом. Не скоро оживут разрушенные и даже просто остановленные предприятия, вернутся в страну сбежавшие отечественные олигархи или придут спонсоры из других стран, а реальную экономику возрождать нужно и делать это нужно немедленно хотя бы потому, что это ускорит нашу победу. И для этого роль среднего и малого бизнеса неоценима.

Для возрождения в нашей стране среднего и малого бизнеса и ускорения адаптации наших беженцев в Украине и за ее рубежами, на мой взгляд, необходимо оперативно подготовить предпринимателей инженерного профиля, не ожидая пока этим займется высшая школа, ибо для этого необходима перестройка всей системы образования, о чем я писал ранее. Замечательно, если Кабинету министров Украины удастся запустить 8 программ, направленных на поддержку бизнеса и создание новых рабочих мест, если также будет запущено 6 различных программ безвозвратной грантовой поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит перейти на “новую экономическую стратегию, которая будет действовать в условиях войны, поможет нашей экономике выстоять и станет фундаментом для послевоенного восстановления". К сожалению, судя по последней информации СМИ, в этой программе не предусмотрена подготовка для ее реализации квалифицированных предпринимателей с инженерным профилем деятельности.

Решить эту проблему как для обучения и трудоустройства внутренних и внешних переселенцев, так и для многих, прежде всего, молодых людей внутри страны, как показал наш опыт, можно организацией он-лайнового образования в виде тренингов, коучингов, курсов, школ с использованием современных средств и методов информационных технологий. Именно такой подход позволяет решить главную проблему образования современного предпринимателя – создавать или уметь использовать инновационные методы, технологию, оборудование, ибо современный СМБ успешен лишь тогда, когда он содержит инновационное наполнение. Вот почему нам пришлось коренным образом изменить программы вневузовской подготовки или переподготовки предпринимателей. Независимо от того, какая форма образования (он-лайновая или явочная) используется, мы включили в обучение предпринимателей изучение основ теории технических систем, знакомство с наиболее простыми инженерными методами их оптимизации, средствами и методами инновационного инжиниринга, даже с разработанной нами методикой поиска нестандартных решений, и, наконец, достаточно глубокое изучение особенностей инженерно- технологического бизнеса.

К последнему этапу образования мы пришли с помощью нашего коллеги из США Президента центра экономических инициатив Leland Cole, который задолго до нынешних военных событий занимался подготовкой украинских предпринимателей не только по месту проживания в нашей стране, но и путем стажировки в США, много лет был владельцем и редактором портала Ukrainebiz.com, в котором уже тогда ряд лет мне доверили вести большую часть портала, посвященную украинским стартапам (тогда этот термин еще не прижился). В процессе совместной работы мы уже тогда убедились в необходимости глубокой подготовки предпринимателей в области теории и практики технологического бизнеса.

Хочу обратить внимание на то, что при обучении предпринимателей не требуется изучение особенностей той или иной сферы производства, а, прежде всего, знание наиболее общих для всех сфер теоретических положений и практических методов работы. Видимо, не требуется подготовка предпринимателей по большому количеству специальностей. Достаточно одной – промышленный предприниматель.

Впрочем, не случайно я в очередной раз написал о том, что СМБ должен обязательно иметь инновационное наполнение, чтобы быть эффективным. Не мною это придумано, к этому пришли практически во всех странах мира. Поэтому для предпринимателей, проявивших склонность к техническому творчеству и поиску нестандартных решений оказался целесообразным сравнительно небольшой курс обучения в авторской Школе синергетического изобретательства, о которой я упоминал в первом письме.

И еще одной особенностью подготовки предпринимателей является то, что от преподавателя требуется не поучительное изложение прописных истин в стиле Д.Карнеги - сегодня этим занимаются только наименее квалифицированные тренеры и коучи, а изложение, по-возможности, оригинальных авторских материалов с анализом результатов их практической реализации, острые дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, реальные объекты практических работ. Очень полезна работа по созданию реальных стартапов по актуальной тематике. Вот, к примеру, перечень предварительно подготовленных нами стартапов, связанных с оборонной тематикой, предложенных будущим предпринимателям для выполнения курсовых работ:

Примеры интеллектуальных стартапов антивоенной направленности для предпринимателей СМБ
1. Технология восстановления плодородия сельскохозяйственных угодий путем фиторемедиации территории.
2. Компактные установки озонирования для обеззараживания питьевой воды.
3. Технология и материалы обработки с целью придания влагостойкости и повышения прочности капиллярно-пористых строительных материалов (пористый и ячеистый бетоны, шлакобетон, золобетон, серобетон, силикальцит, бесцементные плиты, сотовые конструкции и др.) методом инновационной глубокой пропитки.
4. Диверсификация сырья для основной химии (отказ от использования природного газа) с использованием ацетиленовой технологии на базе украинского сырья (уголь, известняк).
5. Неметаллические легкие прочные материалы для изготовления средств защиты воинов (сотовые конструкции с использованием кевлара, угольной и стеклоткани с пропиткой вяжущими средствами).
6. Получение бытового газа, по свойствам аналогичного природному, путем пароводяного пиролиза бытовых и промышленных органических отходов.
7. Использование отработанного активного ила очистных сооружений, полученного при очистке бытовых сточных вод, от тяжелых металлов и других токсичных загрязнений методами биологической контаминации.
8. Конструкция компактных очистных устройств для удаления вредных соединений из атмосферного воздуха.
9. Технология и конструкция компактных бытовых установок для извлечения биологически активных веществ из природного сырья (облепиховое масло, масло косточковых фруктов, лецитин, пектин и др.).
10. Инновационные технология и оборудование для энергосберегающей стирки с использованием перегретого водяного пара и бесфосфатных стиральных средств.
11. Биотехнологическая переработка отработанного активного ила биоочистных сооружений с целью удаления из него вредных веществ и использования в качестве биоудобрений почвы.
12. Технология и оборудование электроаэрозольного распыления в сельском хозяйстве.
13. Инновационная технология получения (нано)композитных материалов для изготовления узлов трения военного и сельскохозяйственного оборудования
14. Промышленные установки комплексной переработки растительного сырья для производства биоактивных пищевых продуктов (пектиновый тыквенный нектар, лечебные настойки и БАДы и т.п. ).
15. Технология и оборудование производства лецитина из фосфатидных концентратов – отходов производств подсолнечного масла.
16. Аппарат иммерсионного сгорания для высокоэффективного нагрева воды и технических жидкостей.
17. Инновационные методы и устройства для очистки воды.
18. Разработка технологии и оборудования для тонкого помола продуктов и отходов агропромышленного производства.
19. Переработка отходов производства риса в высокочистый карбид кремния.
20. Разработка технологии и оборудования для обработки капиллярно - пористых тел без использования энергоемких вакуумных процессов или протекающих под давлением процессов пропитки.
21. Производство гибкого адаптивного химического оборудования и производств импортозамещающей продукции с использованием резонансных явлений и нестационарных режимов, разработка комбинированных реакционно – массообменных процессов синтеза и разделения с помощью синергетических эффектов взаимодействия, использования блочно - модульных подходов для создания многономенклатурных малотоннажных химических производств,
22. Технология глубокой очистки газовых и жидких веществ от субмикронных частиц с целью обеспечения высокой чистоты продукции для производств электроники и волоконной оптики.
23. Производство установок погружного горения и кавитационного оборудования для эффективного нагрева и обезвреживания жидкостей.
24. Непрерывное инновационное образование для работы в технологическом среднем и малом бизнесе для бывших воинов ВСУ.
25. Школа обучения предпринимателей инновационному инжинирингу и технологическому бизнесу. Обучение молодежи, имеющей склонности к творчеству, изобретательству по новой инновационной методике синергетического изобретательства.

Мы готовы к сотрудничеству по организации и проведению подготовки предпринимателей для работы в сфере инновационного среднего и малого бизнеса.

Проф. В.М.Задорский